sandrermakoff (sandrermakoff) wrote,
sandrermakoff
sandrermakoff

Categories:

navy_korabel о истории классификации авианосцев в США.

Оригинал взят у navy_korabel в Классификация боевых кораблей. Американские авианосцы - почему "Нимиц" не может быть "тяжёлым"
.
Некоторое время назад, в записи, посвящённой началу боевой службы БПК "Адмирал Пантелеев" в Красном море, было
высказано замечание  по поводу словосочетания "тяжёлый атомный авианосец "Нимиц",  промелькнувшее в сообщении
одного из информационных агентств.  Замечание это, сделанное мимоходом,  не нашло понимания у целого ряда коллег,
высказавшихся в оправдание вольной классификации боевых кораблей ввиду отсутствия общепринятой.

Категорически с этим не согласен, т. к., иллюзия отсутствия общепринятой (правильной) классификации возникает исключительно из-за
её незнания или пренебрежения ею со стороны тех,  кто публично пишет о флоте.  Подобный подход  отнюдь не способствует созданию
стройной картины мира,  а лишь вызывает хаос,  неразбериху  и брожение в умах.  Попробую  доказать  свою правоту,  начав  с частного
случая и ответив коротко  на вопрос,  вынесенный в заголовок:  "Нимиц" не может называться "тяжёлым",  потому что такого подкласса
авианосцев в ВМС США не было никогда. Теперь немного подробнее.


"Кто скажет, что лёгкий, пусть первый бросит камень!" (из остроумного комментария к упомянутой записи) -
атомный авианосец CVN 68 "Нимиц", зона 5-го флота, 13.08.2013 (фото U.S. Navy с flickr.com, по клику - 4250 пикс.)



Современная классификация кораблей,  принятая в американском флоте,  берёт своё начало 17.07.1920,  когда и. о. морского министра
адмирал Роберт Э. Кунц (министр - Джозеф Дэниелс, тогда - полноправный член кабинета) подписал приказ №541 с типовым перечнем
классов и подклассов военных кораблей и судов [1].  Перечнем предусматривались пять классов (в оригинале - типов) с однобуквенным обозначением: линейные корабли (B), крейсера (C), эскадренные миноносцы (D), подводные лодки (S), патрульные корабли (P) и
вспомогательные суда (A).  Обозначения подклассов должны были состоять  как минимум из двух букв,  и если к первой букве добавить
было нечего, она просто удваивалась - так появились BB, DD, SS (позднее - FF).

Класс крейсеров включал в себя пять подклассов кораблей первой линии: линейные крейсера (CC), крейсера (CA), лёгкие крейсера (CL),
авианосцы (CV) и минные заградители (CM). Таким образом, согласно логике приказа №541 буква C происходит вовсе не от Carrier, как
принято думать, а от Cruiser - в этом заключается первое маленькое открытие, сделанное в ходе ознакомления с темой. Другое открытие
касается соседней буквы V, которую иногда расшифровывают как Vessel (CV = Carrier Vessel [2-1]) или aViation. На самом деле литера V
была принята в том же приказе для обозначения летательных аппаратов тяжелее воздуха (в частности, VF = Fighting plane в отличие от
ZR = Rigid dirigible - жёсткий дирижабль), при этом слово aviation в документе не встречается ни разу. Следует добавить, что V до сих пор
используется  в качестве первой буквы  в обозначении эскадрилий палубной авиации - VFA (F/A-18), VAQ (EA-6B), VAW (E-2C), VRC (C-2).

Сейчас это звучит несколько необычно, но в середине 1920 г., когда в составе ВМС США ещё не было ни одного авианосца,
принципиально новый тип военного корабля классифицировался как крейсер (корабль крейсерского назначения) с летательными
аппаратами тяжелее воздуха.

Первый американский авианосец CV-1 "Лэнгли" (15 000 т, здесь и далее - полн.), перестроенный из угольного транспорта, вступил в строй
20.03.1922  и на протяжении следующих  20 с лишним лет  командование ВМС  прекрасно обходилось без подклассов,  т. к. различия
в водоизмещении  и численности авиагруппы у вновь построенных кораблей не относились к разряду принципиальных - от 20 000 т и 70-80
самолётов у "Рейнджера" и "Уоспа" до 35000 т и 90 машин у "Эссекса". Веские причины для корректировки классификации возникли только
в середине 1943 г. в основном в связи с началом крупносерийного строительства эскортных авианосцев.

Первенец американского авианосного кораблестроения CV-1 "Лэнгли" с самолётами Vought VE-7
на полётной палубе  в сопровождении эсминца "Сомерс", район Сан-Диего, 1928 (фото U.S. Navy с en.wikipedia.org)



15.07.1943 ВМС США "пополнились" сразу тремя подклассами авианесущих кораблей:
1) большими (Large Aircraft Carriers [5]) - CVB, где B = Big (скорее всего) в отличие от маловероятного B = Battle (линейный) [6-3]; были
представлены тремя кораблями типа "Мидуэй"  (60 000 т, головной заложен 27.10.1943);
2) малыми (Small Aircraft Carriers [5]) - CVL, где L = Little (скорее всего) или Light (маловероятно, т. к. характеризует не размер, а массу);
были представлены 9 кораблями типа "Индепенденс" (15 000 т, в строй - 01.01-15.12.1943)  и двумя типа "Сайпан"  (19 000 т, 14.07.1946
и 09.02.1947);
в российских источниках классифицируются как лёгкие;
3) эскортными (Escort Aircraft Carriers) - CVE, переклассифицированными из вспомогательных (ACV, ранее AVG); были представлены 86
кораблями  6 типов,  на три из которых  приходилось 80 кораблей  (11 000 - 24 000 т,  первый - "Лонг-Айленд",  вступил в строй 02.06.1941).

Что касается уцелевших в огне героического периода Тихоокеанской войны "Саратоги" (CV-3) и "Энтерпрайза" (CV-6), а также всех
кораблей типа "Эссекс" (начиная с CV-9), то они так и остались просто авианосцами. Утверждение С. Балакина о том, что "оставшиеся
CV от "Саратоги" до "Эссекса" стали называть тяжёлыми" [6-3],  следует считать ошибочным  ("тяжёлыми" в ВМС США называли только
крейсера - Heavy Cruisers, CA [5]).

Примечание. Источник [5] - Naval History & Heritage, являющийся историческим блоком официального сайта ВМС США America's Navy
(navy.mil) можно считать вполне достоверным.

Начиная с 01.10.1952 все авианосцы, имевшие индексы CV и CVB, стали называть ударными (Attack Aircraft Carriers) - CVA (русское
сокращение - АВУ). К тому времени в строю ещё оставалось 8 из 11 малых авианосцев CVL, а начиная с 1953 г. б'ольшую часть "Эссексов"
перевели в новый подкласс противолодочных авианосцев CVS (Antisubmarine Warfare Support Aircraft Carriers), укомплектовав их двумя
эскадрильями самолётов S-2F "Трекер". Вступившие в строй 25.11.1961 и 03.05.1975 атомные ударные авианосцы "Энтерпрайз" и "Нимиц"
первоначально имели индексы CVAN.

Последнее на сегодняшний день изменение классификации авианосцев ВМС США случилось 30.06.1975, когда разделение на подклассы
по назначению было упразднено  (после списания всех CVL и 21 из 24 "Эссексов") - спираль развития  сделала полный виток и в составе
флота остались только CV и CVN, которые у нас [7] (не у них [8]) называют многоцелевыми (АВМ и АВМА). А начиная с 12.05.2009, когда
был списан последний корабль  с обычной  (паротурбинной)  энергетической установкой  ("Китти-Хок"),  класс авианосцев  в американских
ВМС представляют исключительно CVN, которые в отсутствие прочих было бы правильнее именовать просто авианосцами (АВ или АВА).


Источники (в некоторых случаях через тире может быть указан номер страницы):
[1] General Order No. 541. Standard Nomenclature for Naval Vessels (http://www.history.navy.mil/library/online/gen_order_541.htm).
[2] А. Чечин, Н. Околелов "Авианосцы типа Forrestal", "Морская коллекция" журнала "Моделист-конструктор", №7/2006.
[3] С. Балакин, А. Дашьян, М. Морозов "Авианосцы Второй мировой: Новые властелины океанов" - М, Коллекция, Яуза, Эксмо, 2006.
[4] A Brief History of U.S. Navy Aircraft Carriers (http://www.navy.mil/navydata/nav_legacy.asp?id=16 и ...=22).
[5] U.S. Navy Ships Listed by Hull Number, Naval History & Heritage (http://www.history.navy.mil/photos/shusn-no/usnsh-no.htm).
[6] С. Балакин  "Авианосцы типа "Орискани" и "Мидуэй",  "Морская коллекция" журнала  "Моделист-конструктор", №1/2000.
[7] С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин "Атомный авианосец USS Nimitz", "Морская коллекция" журнала "Моделист-конструктор", №7/2008.
[8] Aircraft Carriers - CVN, United States Navy Fact Files, America's Navy (http://www.navy.mil/navydata/fact_display.asp?cid=4200&tid=200&ct=4).

Иллюстрации


Первый по-настоящему боевой авианосец ВМС США CV-2 "Лексингтон"  - бывш. недостроенный линейный крейсер  (фото 1931 г.
из фондов
U.S. Navy National Museum of Naval Aviation с en.wikipedia.org)


Первый американский авианосец специальной постройки CV-4 "Рейнджер" (фото 1930-х г.г. с сайта ВМС
США history.navy.mil via en.wikipedia.org)



Авианосец  типа "Эссекс"  (CV-10  "Йорктаун"-второй)  -  главная  ударная сила  ВМС США  на Тихоокеанском ТВД  в 1943-1945 г.г.
(фото времён ВМВ от John Sheridan с сайта steelnavy.com)


CVL-23  "Принстон",  один из  "гадких утят"  американского авианосного флота  -  малых авианосцев типа
"Индепенденс", построенных в корпусах лёгких крейсеров (фото 1944 г. history.navy.mil с en.wikipedia.org)


CVB-41 "Мидуэй", головной в серии из трёх единственных в своём роде официально "больших авианосцев" - Large Aircraft Carriers
(фото 1954 г. с atlanticfleetsales.com)


"Очень большой"  (80 000 т)  ударный авианосец  CVA-59  "Форрестол"  -  прототип  всех  последующих  американских  авианосцев
(фото 1967 г. с navsource.org)
Tags: ВМС США, авианосцы, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments