sandrermakoff (sandrermakoff) wrote,
sandrermakoff
sandrermakoff

Category:
  • Mood:

Загадко.



На фото один из наверно самых необычных летательных аппаратов на свете. Штука очень распространенная, произведено полтысячи экземпляров, но в то же время совершили полеты лишь несколько десятков. 
Этот агрегат в свое время меня впечатлил, и мне занятно - многие ли узнают его сразу же?) 


Это спасательная капсула экипажа самолета F-111D. Ну да так гордо, как на космических кораблях из фантастики - "спасательная капсула". На самолетах семейства F-111 не было катапультных кресел - самолет проектировался в начале 60-х, когда катапультирование было делом опасным, без травм редко обходилось, а уж прыжок на сверхзвуковой скорости и малой высоте вообще казался почти самоубийством. А раз высота маленькая то и времени посидеть в разваливающемся самолете, подождать пока скорость, упадет не было. Вот и решили инженеры General Dynamics - раз нельзя выкидывать из кабины летчиков, давайте будем спасать всю кабину разом. И сделали такую!
Так и вышло, что экипажи F-111 стали наверно единственными со времен конца Первой мировой боевыми летчиками, которые не брали с собой парашютов вообще).




Испытания капсулы на наземном стенде, демонстрация возможности спасения экипажа на нулевой высоте.



Двигательной установкой капсулы являлся твердотопливный ракетный двигатель с двумя соплами - основное используется для подъема капсулы и выдает тягу до 12,300 кг, что мягко говоря немало для небольшой капсулы массой меньше полутора тонн. Для стабилизации полета и уменьшения перегрузки используеться верхнее сопло которое не только дает дополнительную тягу "вперед", но и действует как клапан стравляющий часть давления из нижнего сопла. На относительно небольших скоростях   (меньше 500 км/ч)"впередсмотрящее" сопло выдает тягу всего в 220 кг, а на больших - после ухода от самолета (задержка в 0,15 секунды) подрывался небольшой кумулятивный заряд, пробивавший диафрагму и расширявший поток в верхнее сопло и как следствие уменьшавший в нижнее, и тяга распределялась так: ок 4 тонн через нижнее сопло и 3200 в верхнем. Это сделано для стабилизации капсулы на большой скорости в набегающем потоке воздуха.
Так же после старта раскрывался стабилизационный парашют в хвосте капсулы.



Основной парашют диаметром 21 метр выпускался через 3 секунды после "старта", после глушения двигателя, и должен полностью раскрываться через еще 4 секунды. 





Для мягкой посадки предназначались надувные подушки внизу капсулы, а дабы не утопнуть при посадке на воду еще несколько надувных шаров на поверхности.




Учения экипажа по спасению из капсулы на плаву в бассейне. 


Капсула F-111D спасшая жизнь своему экипажу во время аварии 11 сентября 1987 года.
Двигатель полыхнул сразу после взлета и катапультирование было очень сложным - с высоты всего около 50 метров, основной парашют только открылся перед приземлением. Тем не менее, благодаря "подушкам безопасности", экипаж  отделался легким испугом.



Значительно менее "мягкая" посадка FB-111A в лес, капсула проломила деревья. Пилот получил при приземлении легкие травмы, но следует отметить, что простая посадка парашютистов в хвойный лес куда более опасна, тут видны плюсы спасения в кабине.


Заметка в газете о катапультировании F-111F.


Погрузка одной из капсул, доставшихся в дар австралийскому музею.
Tags: просто интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments